Третий день нашей поездки мы посветили Хеврону или как его называют по-арабски, Эль-Халиль. Хеврон самый крупный город на Западном Берегу. Только в самом городе проживает порядка 250 тысяч человек. Город обслуживает дополнительно 250-450 тысяч человек, проживающих в области Эль-Халиль. Такое скопления народа выливается в постоянные пробки. Проехать сквозь центр города в час пик крайне сложно.
Посещения города требует базисного понимания геополитической ситуации. Одинокие туристы здесь пока редкость. В основном город посещают паломники или люди интересующиеся арабо-израильским конфликтом. Те и другие, как правило, сопровождаются местными проводниками или гидами. Православным паломникам редко показывают что-либо кроме Монастыря Святой Троицы – Мамврийского дуба. Монастырь расположен в 3 километрах от центра города. Ещё лет 15 назад, он был за его пределами, но после начала второй интефады, жители бежали из старого города. Многие из них поселились в новых районах вокруг монастыря.
Новые районы Хеврона вполне безопасны и патрулируются палестинской полицией. Исключение составляют кварталы прилегающие к Кирьят Арбе. У местных жителей эти районы слывут прибежищем, криминала. Палестинская полиция не в праве туда заходить. Израильской полиции криминал не интересен.
Большинство туристов приезжает в Хеврон ради святынь связанных с историей праотцов - пещеры Патриархов. Место является святым для евреев, христиан и мусульман. Согласно Ветхому Завету (Быт.23; 49:29-32; 50:13), здесь похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сара, Ревека и Лея. По традиции, Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 шекелей серебра. Существует легенда, что в пещере также покоятся Адам и Ева. Вход к могилам находится посреди мечети. Сверху расположены только символизирующие их саркофаги - кенотафы. Археологи, спускавшиеся в подземелье, обнаружили там двухъярусную пещеру и керамику. В честь этих ярусов, пещера видимо и названа на иврите Махпела (Двухъярусная). Погребальная пещера по своему строению соответствует периоду Средней Бронзы (2200 – 2400 лет до н.э.). Эта датировка приходится задолго до предполагаемого периода жизни Авраама. Найденные в могиле черепки оказались гораздо более позднего периода – времен Первого Храма (6-9 век до н.э.) – гораздо позже Авраама.
У археологов нет общепринятого объяснения традиции праотцов в Хевроне. Не совсем ясно, когда были построены первые строения над пещерой. Еврейский историк Иосиф Флавий не упоминает комплекс среди творений Ирода. По всей вероятности основы сегодняшнего здания были заложены в византийский или ранний исламский периоды.
Последние 800 лет место было закреплено за мусульманами. Евреям вход в пещеру был запрещён. До 67 года евреи могли молиться снаружи, наподобие стены Плача. Молившимся было запрещено подниматься выше 7 ступеней в сторону мечети. После Шестидневной войны Израиль отменил этот запрет. Седьмая ступень была символически разрушена. Но и после этого евреям позволялось заходить в мечеть только в определённые часы. Ситуация изменилась после бойни устроенной Барух Голштеном в 1994 году. С того момента, Израильское правительство решило разделить мечеть перегородкой. На сегодняшний день евреи контролируют 70% территории исторического комплекса. Внутри мечети, 70% помещения контролируется мусульманами.
Современный Хеврон это экономический центр юга Палестинской Автономии. Здесь производят огромное количество низко технологичной продукции для израильского рынка – начиная от пластиковых стаканчиков для водки и заканчивая подделками одежды и обуви ведущих мировых брендов.
Кроме современного производства, в Хевроне огромное количество ремесленников. Традиция некоторых из них насчитывает более 1000 лет. Особенно в мире знаменито Хевронское Стекло. Побывать в мастерской стеклодувов это всегда незабываемое впечатление. Традиционным ремеслам в Хевроне можно посвятить целый день поездки.
Остальное в комментариях к фотографиям: